В Магаданской области назрел дизельный кризис: правило «150 литров в день» работает даже при отсутствии дефицита топлива

0
606
Просмотры

Проблема с поставками и продажей дизельного топлива на АЗС в Магаданской области из года в год становится не только острой темой для обсуждения, но и головной болью властей региона и его жителей.

Сообщения об ограничениях на продажу дизеля стали чуть ли главной повесткой новостей на местном и даже федеральном уровнях ещё в конце 2022 года. «Глас вопиющих» пользователей региональных чатов достиг максимального накала в тот момент, когда, несмотря на, казалось бы, возобновление поставок дизельного топлива в область, на начало 2023 года ситуация с ограничениями так и не разрешилась.

Главная причина установившегося порядка на заправках кроется в проблемах с доставкой топлива на Колыму. Уже в конце октября стали сообщать о том, что в связи в повышенным спросом на дизель на местных автозаправках стали вводить ограничение на его продажу, чтобы избежать опустошения резервов. При этом цена за литр дизеля выросла на 8 рублей. По словам губернатора Магаданской области Сергея Носова, основными потребителями топлива являются большегрузы крупных предприятий, которые попросту выкачивают без остатка местные АЗС.

Чтобы избежать чрезмерных нагрузок на розничную торговлю дизелем, 22 ноября Носов издал указ о создании неснижаемого запаса топлива всеми хозяйствующими объектами и предприятиями региона. На то, чтобы запастись топливом с учётом месячной потребности, губернатор дал два месяца.

Ситуация с нехваткой топлива разрешилась в конце ноября, когда в регион прибыл танкер «Бухта Нагаева» с зимним и арктическим дизелем. Кроме того, компании стали заявлять о том, что запасов дизельного топлива в регионе должно хватить до мая–июня — то есть указ губернатора всё-таки был исполнен.

Однако ситуация с «порционной» выдачей дизеля не изменилась. Так, подписчики нашего телеграм-канала уже в январе стали сообщать о том, что «в городе дают всего 150 литров в сутки на одну машину: приезжаешь на заправку — записывают твой номер, и второй раз те же 150 литров в этот день уже заправить невозможно». По словам одного из водителей, «чтобы съездить в рейс, надо неделю собирать топливо». При этом обойти установленные ограничения можно, но для этого придётся доплатить. «У них [на АЗС — прим. редакции] два вида топлива: старого и нового завозов. Новое — дорогое, на него нет ограничений, а на старое есть: только в бак, и не больше 150 литров», — сообщает другой подписчик телеграм-канала.

С разъяснениями поспешила компания «Колыманефтепродукт». Её представители обосновали свою позицию так: действительно, были введены социальные цены — 71 рубль за литр — на дизельное топливо для продажи на АЗС для простых «смертных»: местных жителей, государственных и муниципальных учреждений. Это старая партия, и она более дешёвая. При этом также было введено ограничение на покупку дизеля старого завоза в размере 150 литров за один раз. Новый завоз предназначен для оптовых закупок, в частности, для предприятий: им топливо продают без ограничений по оптовой цене — 92 рубля за один литр. То есть, по сути, приобрести топливо в неограниченном количестве можно и обычным водителям, но только по более высокой цене.

Вопрос о правомерности сохранения ограничений (пресловутые 150 литров за один «подход») беспокоит жителей региона неслучайно: во-первых, ранее такая мера была вынужденной из-за проблем с завозом, однако сейчас, по заверениям властей, дефицита нет; во-вторых, ситуация негативно сказывается на доставке продуктов питания и необходимых товаров населению Магаданской области. Искусственная регуляция цен на топливо и действующие ограничения могут привести к транспортному коллапсу в регионе. Как отметили представители компании «Колыманефтепродукт» ещё в ноябре 2022 года, ситуация изменится только тогда, когда в продажу поступит топливо, закупленное по одной цене.

А пока возмущение жителей Магадана продолжает расти, основные предприятия региона работают без каких-либо перебоев. Возможно, проблему частично решат на федеральном уровне. В середине декабря 2022 года полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в разговоре с губернатором Магаданской области Сергеем Носовым пообещал ускорить принятие закона о северном завозе уже в весеннюю сессию Госдумы. Закон позволит субсидировать доставку топлива на Колыму, что не только снизит его стоимость, но и отчасти решит проблему с поставками.

Источник: Magadan-live

Оставьте ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь